Содержание
Часто родителей беспокоит один вопрос: почему ребенок плохо спит? Что делать в такой ситуации? Как наладить сон ребенка? Давайте рассмотрим факторы, которые этому способствуют, и узнаем, как улучшить сон малыша.
Причины плохого сна ребенка
Человеческий организм — это сложная система, в которой все взаимосвязано, это единое целое. Ребенок может быть совершенно здоров, но влияние плохого сна усугубляет некоторые процессы в этой системе.
На сон ребенка могут влиять следующие факторы:
1. Физический дискомфорт
Ребёнок, у которого режутся зубки или болит ушко, вряд ли будет спать спокойно. Боль может нарушить сон любого человека, в том числе малыша. Главная задача родителя — облегчить состояние малыша как можно скорее. Ребёнку также может доставить физический дискомфорт испачканный подгузник, натирающая бирка пижамы, неудобное место для сна и т.д.
2. Неправильная гигиена сна
Сон ребёнка должен быть в комфортных условиях: тишина, темнота, комфортная температура в комнате.
Безусловно, чтобы создать абсолютную тишину, нужно постараться, но иногда необходимой тишины достичь невозможно. В таком случае предпочтительнее использовать белый шум: ровный, монотонный звук, который включается на всю продолжительность сна. Такая «шумовая завеса» позволит ребенку не просыпаться от бытовых и внезапных уличных шумов.
Темнота чрезвычайно важна во время сна ребёнка. Во-первых, он не станет отвлекаться на разглядывание интересных элементов интерьера и заснуть будет легче. Во-вторых, гормон сна мелатонин останется на высоком уровне, что будет способствовать глубокому, полноценному сну.
Стоит отметить, температура и влажность в комнате должны быть комфортными. Так, температура не должна превышать 22°C (иногда врачи рекомендуют даже более низкую — до 16-18°C), а влажность — 50-60%. Такие условия позволят коже и слизистым оболочкам ребёнка сохранить естественную влажность, исключить потливость и пересыхание. Если вы заметили корочки в носу, а ребёнок дышит ртом, — обратите внимание на гигрометр.
3. Сбои в коммуникации
Естественно, с малышом, не владеющим речевыми навыками, договариваться тяжело. Однако есть способ, позволяющий установить правила в отношении сна даже для самых маленьких. Родителям нужно создать ритуалы вокруг снов: это могут быть определённые повторяющиеся действия, к которым ребёнок привыкнет и таким образом будет настраиваться на сон. Можно использовать любые элементы, которые вам нравятся, главное, чтобы они были одинаковыми каждый день. Мозг любит рутину и, когда малыш понимает, что за чем следует, ему становится спокойно и комфортно.
Это может касаться и других событий дня ребёнка. Ведь малыш всегда ориентируется на определённые действия со стороны родителей. Чем более они предсказуемы, тем стабильнее ребенок чувствует себя в безопасности.
4. Переутомление как следствие некорректного режима дня
Ребёнок не может самостоятельно организовать свой день, в этом он целиком полагается на взрослого. И когда родитель запаздывает с укладыванием спать, малышу не остается ничего другого, как дальше бодрствовать. Чтобы продолжать не спать, организм вырабатывает гормон стресса кортизол, благодаря которому словно открывается второе дыхание. Ребёнок выглядит вполне активным и весёлым, но нервная система в этот момент может перевозбудиться. Чем дольше малыш не спит, тем сложнее его уложить впоследствии. Возникают такие признаки борьбы со сном, как сильный плач, выгибания, сон становится беспокойным и прерывистым. Важно учитывать предельную продолжительность бодрствования ребёнка и стараться не превышать её. Чем младше ребёнок, тем чётче это должно соблюдаться.
Однако есть и другая сторона медали: некоторые родители боятся, что ребенок перегуляет, и укладывают его в кроватку слишком рано, когда малыш ещё не готов спать. Нужна золотая середина! Нащупайте баланс и помогайте малышу уснуть тогда, когда он накопил здоровую усталость, но не переутомился.
5. Новые навыки и яркие впечатления
Любое новое умение малыша радует, будоражит, захватывает всё его внимание и… плохо влияет на сон. Чем существеннее двигательный или познавательный навык, тем более уставшими чувствуют себя родители утром. Пожалуй, особенно сильно влияют на сон навыки ползания, стояния, хождения и говорения. Стоит помнить, что освоение новых навыков — это естественный и, можно сказать, неизбежный процесс развития ребёнка. На этом фоне важно не ожидать многого от качества сна. Нужно дать ребёнку некоторое время (обычно неделю) на адаптацию к своей суперспособности, а также предоставить безопасное пространство, чтобы практиковаться в новом умении в течение дня.
6. Наличие ассоциации со сном
Ассоциация со сном — это любая помощь извне, которая является для ребёнка обязательным условием наступления сна. Примеры таких ассоциаций — сон на груди, укачивание, езда в коляске, соска. Все эти действия ребёнок не может воспроизвести сам, потому вынужден требовать от родителей, чтобы они помогали ему заснуть или продолжить сон.
Насколько сильно ассоциация влияет на качество отдыха всей семьи стоит рассматривать в каждом конкретном случае.
Бывает, укачивание не является ни для кого проблемой: малыш спит всю ночь и никого способ засыпания особо не беспокоит. В других семьях ребёнок просыпается ночью каждый час, чтобы приложиться к груди, при этом никто не высыпается, папа переезжает на диван и для семьи это неприемлемо. Такую ассоциацию можно заменить на другую, либо обучить ребёнка навыку самостоятельного засыпания, чтобы он мог погружаться в сон без помощи взрослого. Прежде чем приступить к обучению засыпанию, важно убедиться, что ребенок здоров и достиг возраста 4-х месяцев.
Источники
- Здоровый сон – счастливый ребенок / Марк Вайсблут; пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 613 с.
- Sleeping Through the Night. How infants, Toddlers and Their Parents Can get a Good Night’s Sleep / Jodi A. Mindell, PhD; St. Joseph University Allegheny University of the Health Sciences. MCP-Hahnemann School of Medicine
- Five-Year Follow-up of Harms and Benefits of Behavioral Infant Sleep Intervention: Randomized Trial / Anna M.H. Price, Melissa Wake, Obioha C. Ukoumunne, and Harriet Hiscock; Pediatrics (from the American Academy of Pediatrics), 2012; 130:4 643-651